Ангола
Капоэйра Ангола (Capoeira Angola, порт.) — традиционное направление бразильского национального боевого искусства капоэйра. Капоэйра представляет собой учение о духе, которое сформировалось на бразильской земле под влиянием африканских верований. Это своеобразный путь к свободе, ритуал, оснований на движениях, ритме и музыке. Попытки подвести под капоэйру Ангола различные аспекты боевого искусства не выдерживают никакой критики. Мы можем говорить о капоэйре Ангола как о театре, как о клубе общения, как о ритуальном искусстве, где красной линией проходит идея свободы. Но не той свободы, которая связана с физическим ее пониманием, а именно с духовным, энергетическим.
Попытка представить капоэйру Ангола как фактор освободительного движения, основанного на борьбе рабов с вооруженными конкистадорами — не более чем неудачная теория тех, кто не в состоянии понять глубины африканской культуры, в которой отсутствует само понятие раба. Это европейцы обучили африканцев этому представлению, в результате чего оно и стало их идеологическим оружием против белых. Но в африканских культурах люди зависят от силы бога, и понятие жизни не подразумевает иного подчинения. Да, в общем-то, и идея смерти у африканцев отсутствовала (как, впрочем, и у индейцев, к которым их привезли). А вот свобода духа, его взращивание и пестование (что сводится в капоэйре к понятию Аше) — все это стало основой, объединившей людей в ритуал, который известен сегодня как Капоэйра Ангола. Идеологической моделью для нее стала система Йоруба; из нее и выделилось понятие Аше, которое можно понимать как «жизненная сила».
Капоэйра, будучи завезенной в Бразилию в XVI—XVIII вв.еках, уходит своими корнями в традиционные культуры Центральной и Западной Африки. Африканцы, прибывшие на территорию Бразилии, в первую очередь представляли пространство своих культур, что, собственно, и стало предопределять их жизнь на новой территории. Придание поведению африканцев какого-то ментального характера говорит о полном непонимании африканского континента, африканского тела.
Самое большое заблуждение — рассматривать капоэйру с позиции боевого искусства, поскольку сам процесс проживания свободы для африканца имеет более глубокое понимание, чем, к примеру, какое-то внешнее физическое ограничение. Ну а, собственно, само физическое действие — это для него не более чем эмоция, поддерживающая его в состоянии Аше.
Конечно, мы можем говорить о синтезе, который сложился ввиду того, что на бразильской земле смешались различные племена и культуры, плюс сюда еще добавились и местные аборигенные культы, но в реальности становление капоэйры напоминает воссоздание основы поведенческого характера африканца.
То есть капоэйра как бы взращивалась и окончательно оформилась под воздействием культа йоруба, который сформировал знания для капоэйриста. Таким образом, от свободного анголезского типа верования капоэйра пришла к стройной системе связи с оришами, где, по сути, такие местре, как Паштинья и Бимба структурировали знания об этом искусстве. И особенно интересно здесь понаблюдать за направлением, предложенным Бимбой и известным как региональное направление.
Символом же истинного направления многие считают Паштинью, сохранившего реальное понимание ритуала и игры с пространством, с тотемом, что лежит в основе африканских верований. Желание подтянуть под капоэйру различные названия, формы или танцы также огрубляет не только саму капоэйру, но и все схожие с ней танцы и ритуалы. Нельзя выхватывать в африканском континенте что-то одно и утверждать что-то. Нужно понимать целостность культуры, а не использовать плоское определение ввиду отсутствия мышления. Собственно, также аккуратно нужно относиться и к дифференцированию направлений на капоэйру Анголу и Режионал.
Здесь мы как раз сталкиваемся с проблемой, которая и проблемой-то не является: просто этот вопрос требует внимательного отношения. Каждый местре выражает свое понимание капоэйры, что делает ее очень богатой и интересной. Но в этом лежит и идея оришей. Существует, к примеру, 12 базовых оришей, и каждый ориша — это взгляд на универсум Аше под определенным углом. И если мы хотим познать всю природу капоэйры, следует научиться смотреть на нее с разных сторон.
Этому учил и Паштинья, и Бимба, пытавшийся наложить на капоэйриста матрицу движений, состоящую из восьми упражнений, чтобы тот не уходил в сторону. Что из этого получилось — другой вопрос. Но при этом мастером в капоэйре не может считаться тот, кто занимается ей менее 25 лет. В этом не только глубина понимания ритма проживания в капоэйре, но еще и важность очищения себя от всего лишнего.
Неужели с такой концепцией кто-то мог подумать, что капоэйра направлена против кого-то? Она направлена исключительно против себя, капоэйрист должен победить, в первую очередь, самого себя. Конечно, получая те или иные навыки, человек вполне может использовать их где-то еще.
В любом боевом искусстве важно умение взращивать не технику, а дух. Если его от природы нет, то это требует нескольких лет упорной работы, а если есть, то и техника ни при чем. Капоэйра — это умение проявить, выразить свое внутреннее состояние. Именно над этим бьется капоэйра Ангола, требуя от практикующего медленных, но при этом выверенных движений, что отличает ее сегодня от инерционного регионального стиля, который давно уже не следует заветам Бимбы, кроме, пожалуй, традиции вывешивания его портрета в школе. Но спросите у любого мастера боевых искусств: возможно ли за пять или даже за десять лет научиться чему-то? И мастер (если он действительно мастер) скажет, что это время необходимо лишь для того, чтобы освободиться от всего ненужного, после чего уже можно начинать.
Капоэйра Ангола — это, в каком-то смысле, африканская йога искусства саморазвития, направленного на формирование здорового физического тела, психически крепкого состояния ума и на развитие концентрации.